Ситуацию с квалификацией кровельщиков в сфере реставрации и храмового строительства в России без преувеличения можно назвать катастрофической. Яркий пример – купола российских храмов, на которых, порой, ставятся немыслимые с технологической точки зрения эксперименты. А ведь это наше историческое наследие, которое мы так бездарно используем. Унылые таблички с надписью «охраняется государством», сохранившиеся на умирающих памятниках архитектуры еще с советских времен, лишь вызывают недоуменный вопрос у иностранцев: «Разве так охраняют наследие предков?».
От редакции. Издревле на Руси купола золотили, что указывало на Божественный свет. Однако оформление куполов, безусловно, зависело, прежде всего, от материальных возможностей прихода. Например, они могли быть покрыты деревянным тесом или черепицей. Традиция красить купола при скудости средств – не нова. Она появилась вместе с технологией создания металлических кровель-маковок (из обычного железа или луженого, из меди). Например, с XVIII в. появились голубые купола, иногда –с золотыми звездами. Купола Смоленского собора Новодевичьего монастыря до революции были выкрашены в белый цвет. В 1975 г. было решено выкрасить купола опять в белый цвет, но краска оказалась до того нестойкой, что быстро сползла, и цвет куполов превратился в грязный серо-зеленый. Сейчас эти купола покрыты материалом, имитирующим луженое железо. Существует определенная традиция, связанная с символикой цвета куполов, однако, во-первых, она не закреплена четкими церковными регламентами, а во-вторых, для купола любого цвета можно найти более рациональное решение, чем крашеная медь.
Николай Савченко, эксперт по металлическим кровлям