Публикации

От фестиваля к фестивалю

Для меня ежегодный Международный фестиваль «ЗОДЧЕСТВО» несомненно, больше праздник, чем работа. Но вместе с тем, он оказался для нашей компании довольно продуктивным, с точки зрения деловых и творческих встреч. Здесь можно встретить близких по духу людей и установить доверительные отношения со многими талантливыми и неравнодушными архитек­торами. Ведь только на доверии может основываться взаимовыгодное сотрудничество, ориентированное на успех. Архитектура и ремесленничество испокон веков были неразрывно связаны друг с другом. Уникальные шедевры зодчества, дошедшие к нам сквозь века, это плод усилий и архитекторов, и мастеров ремесленников, воплотивших в камне, дереве и металле самые смелые задумки, оригинальные идеи и передовые взгляды своего времени.



Я считаю, что нам здорово повезло в 2006-м году, когда наша небольшая кровельная компания «САВРОС» из города Россошь, что на юге Воронежской области неожиданно получила от оргкомитета Союза архитекторов России предложение принять участие в Международном фестивале «ЗОДЧЕСТВО 2006» в ЦВЗ «МАНЕЖ».
К тому времени я уже имел опыт работы в одной из старейших кровельных компаний Европы, в фирме SCHMIDT и занимался активным внедрением современных кровельных технологий и высокой культу­ры производства в России. А свои первые церковные купола я перекрыл ещё в 1977 году в городе Красный Сулин Ростовской области. Фирма SCHMIDT рас­положена в столице немецкой автономной провинции Южный Тироль на севере Италии. И полученный там богатый опыт я, в ходе работ по восстановлению куполов и кровель храмов, передавал своим сыновьям и ученикам. Так настоящее немецкое качество вполне безболезненно приживалось на российских просторах. Более того. Обогащённое своеобразным опытом ручной работы российских мастеров жестянщиков оно становилось ещё ярче и рельефнее. Это даже в прямом смысле слова можно было увидеть на стенде нашей компании. Небольшой двухцветный купол с крестом, который мы за полгода до «ЗОДЧЕСТВА» подарили монастырю у истока Волги, но не успели установить на крыше часовни, был представлен на суд участников и гостей фестиваля. Его объёмные ромбы с чёткими гранями напоминали необычный бриллиант и сверкали в лучах света. Всем хотелось это чудо потрогать руками, сфотографироваться рядом на память. Многие от души радовались красоте, хорошей работе молодых мастеров, благодарили за доставлен­ную радость, но мне хорошо запомнилась одна дама, которая посмотрев и потрогав купол, сказала: «Так работать нельзя, это вы на выставку такую показуху сделали». Большего комплимента придумать не воз­можно. Я только улыбнулся в ответ и сказал: «Знаете, когда полгода назад мы решили сделать подарок всем, кто добирается до истока Волги в Тверской области и установить купол на крышу рубленой часовни, мы про­сто сделали этот купол как обычную работу и даже не помышляли о том, что придётся выставить его на обозрение в Манеже. Она ушла, так видимо и не поверив до конца в то, что я сказал правду.



Но жизнь на месте не стоит и уже на «ЗОДЧЕСТВЕ 2010» любой желающий мог видеть не только готовый красивый купол, а и сам процесс его изготовления. Причём демонстрировали это не взрослые опытные мастера, а школьники 9 - 15 лет. «САВРОС КЛУБ» юных мастеров кровельщиков из города РОССОШЬ возник как-то спонтанно и сразу же заявил о себе на таком престижном форуме как «ЗОДЧЕСТВО». Его только условно можно отнести к детскому техниче­скому творчеству, так как всё здесь по взрослому и кровельные технологии самые современные и задача очень важная. Показать стране, президенту, чиновникам, что если способным российским парням дать в руки необходимые знания и навыки, а так же современ­ные специальные станки и инструменты то они смогут продемонстрировать высший пилотаж в кровельном деле. Это и есть настоящая модернизация. Беда только в том, что этот уникальный опыт пока не востребован теми государственными и региональными чиновника­ми, которые по должности обязаны заниматься модернизацией экономики.
Четвёртый год я читаю лекции по теме: «Новые технологии и кровельные металлы, применяемые при реставрации кровель памятников архитектуры» на курсах повышения квалификации в Институте искус­ства реставрации. Со всей России приезжают в Москву
руководители, специалисты, проектировщики и выяс­няется, что вся реставрационная индустрия нашей страны держится пока на примитивной кияночной технологии. А где и внедряются новые технологии, то происходит это на уровне «народного творчества» и «причудливой самодеятельности». Это всё равно, что купить ребёнку рояль и тут же послать его выступать на какой-нибудь международный конкурс. Поэтому неудивительно, что после проведённой реставрации многие памятники архитектуры начинают разрушать­ся ещё быстрее, чем до реставрации. И здесь уже впору поступать, как во времена освоения «Дикого запада». Там в салунах вывешивали таблички: «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет!» Хотя с другой стороны удивляться не стоит. В Европе ведь культура произ­водства, и строительства в частности, складывалась веками. Причём происходило это в условиях реальной конкуренции и приоритета частной собственности. А наша нынешняя система откатов или, проще говоря, казнокрадства отнюдь не стимулирует внедрение пере­дового европейского опыта. Но, как говорится, дорогу.
Эти объекты объединяет не только месторасположение, но и то, что при их реставрации кровельные работы были выпол­нены из самых современных кровельных материалов, по новейшим кровельным технологиям. При воссоздании шпиля Лютеранского собора был использован долговечный материал цинк-титан немецкой компании РАЙНЦИНК, а при реставрации купола и кровли офиса «РОСНЕФТИ» была использована патиниро­ванная медь немецкой компании КМЕ. Следует отметить, что в технике вертикального двойного фальца немецкие технологии без сомнения отработаны до мелочей и потому немецкая школа по праву считается лучшей. Но если к ней добавить опыт и наработки российских мастеров, то она будет самой лучшей.



Это признали в Лейпциге на Международной выставке-ярмарке по реставрации ДЕНКМАЛ европейские коллеги-профессионалы. Ведь кровельные элементы в виде ромбов с фальцем специальной формы были воссозданы в России по сохранившемуся в чердаке собора образцу. Его словно специально оставили потомкам. Но технология их изготовления была утра­чена даже в Европе, и потому нам пришлось заново разработать и технологию, и три специальных механических станка, которые позволили сделать более 4-х тысяч ромбов один в один схожих с оригиналом. Кроме этого было изготовлено ещё боле полутора тысяч половинок ромбов, примыкающих к конькам граней. Этот мини завод по производству эксклюзивных ромбов располагался прямо на лесах у подножья воссоздаваемого шпиля, который был снесён в 1957 году.



Купол «РОСНЕФТИ» имеет покрытие в виде объёмных ромбов, которые мы изготавливали на своём запатентованном специальном гибочном станке «ЭДЕЛЬВЕЙС». Это можно назвать маленькой тех­нологической революцией. Ведь до этого такие ромбы можно было изготовить только на зарубежных сегментных гибочных станках стоимостью 6-7 тысяч евро и весом 260 кг. Но многим российским кровельным компаниям и тем, более отдельным бригадам эти стан­ки не по карману. Российский же аппарат весит всего 27 кг, стоит в несколько раз дешевле и габариты тоже в разы меньше. Как уже показала практика, станок «ЭДЕЛЬВЕЙС» становится таким же популярным у мастеров-кровельщиков, как автомат Калашникова у военных. Даже немецкие коллеги в Лейпциге, увидев на выставке во время мастер-класса возможности «ЭДЕЛЬВЕЙСА», тут же решили сделать заказ на поставку таких станков для своих компаний. И это для меня была полная неожиданность, но признаюсь, нео­жиданность приятная. Что касается основной кровли офиса «РОСНЕФТИ», то её площадь составила более 4-х тысяч квадратных метров. Множество мансардных, арочных окон, вентиляционных труб и других технических шахт, выведенных через крышу, а так же большое количество всевозможных парапетов дали хорошую возможность показать настоящее мастерство и знание современных немецких технологий. Ведь точное выполнение рекомендаций производителя кровельного материала и есть один из показателей профессионализма.



Что касается станка «ЭДЕЛЬВЕЙС», то оказалось, что он может найти широкое применение не только при устройстве и реставрации куполов, но и при реализации самых современных авангардных проектов. Так случилось, что опять же, благодаря фестивалю «ЗОДЧЕСТВО» судьба свела меня с архитектором В.В. Лукомским, чей оригинальный проект Экоцентра «НУВИ-АТ» в городе Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа, в 2009 году был удостоен серебряного диплома. Но на стадии реализации по настоя­тельному совету Валерия Васильевича, как автора проекта генподрядчик пригласил меня для детальной разработки узлов кровли и обучения бригады, которая должна была монтировать нестандартную кровлю из рулонного алюминия с полимерным покрытием про­изводства австрийской компании ПРЕФА. Две тысячи квадратных метров кровли в условиях полярной зимы были успешно смонтированы, и при этом изготовление кровельных элементов размерами 950x450 и 950x220 мм, осуществлялось прямо на объекте всё тем же станком «ЭДЕЛЬВЕЙС». В итоге на «ЗОДЧЕСТВЕ 2010» в номинации «Реализованный проект» команда проектной мастерской «Сити-Арх» под руководством В.В. Лукомского получила уже «Золотой диплом». И это хороший пример взаимовыгодного сотрудничества профессионалов смежных профессий на конечный результат.



Благодаря этому опыту сейчас я готов предложить любой строительной корпорации или холдингу свои услуги по созданию и технической поддержке специализированного кровельного подразделения или отдельной кровельной компании европейского уровня. Для этого у меня имеется достаточный опыт и тесные дружеские и профессиональные связи с европейскими компаниями-лидерами по производству качественных кровельных металлов по меди это КМЕ, по цинк- титану - РАЙНЦИНК и по алюминию - ПРЕФА. Кроме этого весь технологический опыт немецкой компании ШМИДТ в Италии, накопленный её мастерами за 118 лет к нашим услугам. Возможна поездка для ознакомления с организацией труда непосредственно на производственной базе этой компании.
Что радует, так это тенденция к тому, что заказчики становятся всё более просвещёнными в плане архи­тектуры и строительства. Они начинают понимать, что пригласив настоящих профессионалов и заплатив, например, за устройство защиты деталей фасадов они на всю оставшуюся жизнь избавляют себя от проблем связанных с частыми, изматывающими и дорогостоя­щими капитальными ремонтами этих самых фасадов. В посёлке «Монолит» на Новорижском шоссе у нас был интересный заказ напрямую от владельца, купившего фактически «коробку» под черепичной кровлей. Но несколько сотен погонных метров карнизов и других деталей фасада небыли защищены от атмосферных осадков практически никак. Нет, они возможно и были закрашены какими-то водостойкими красками и даже может быть ещё какими-нибудь специальными пропит­ками, но это называется в народе «замазать глаза». Ведь такого рода «защита» абсолютно ни от чего не защищает. Красноречивее всего это видно через одну - две зимы. Ведь даже если предположить, что всевозмож­ные пропитки и защищают от проникновения дожде­вой и талой воды в сами материалы, из которых состоят карнизы и прочие элементы декора фасада, то потёки смываемой грязи после прошедшего пыльного лета на белоснежные стены напрочь разбивают сказку от про­изводителей тех самых навесных деталей: «Дескать, наша продукция, не требует никакой дополнитель­ной защиты!» Ещё как требует. И только защита, из кровельных металлов, выполненная профессионально будет многие десятилетия защищать фасад не только от грязных потёков, но и от прямого попадания дожде­вой влаги на стены и цоколь здания. Следовательно, межремонтный период фасада будет значительно увеличен, и сам ремонт будет представлять собой только освежение стен и карнизов новой краской от атмосфер­ной пыли. Но при этом не придётся восстанавливать выпавшие куски карнизов, обвалившейся штукатурки, не говоря уже о вываливающихся кусках стен. И это не фантастика, а реалии из практики цивилизованных стран, где знают настоящую цену мелочам, приносящим очень крупные проблемы.



Поэтому, конечно же, лучший вариант, когда застройщик, архитектор и профессиональные кровельщики жестянщики сообща разработают самый оптимальный вариант не только надёжной и красивой кровли, но и надёжной, краси­вой и грамотной защиты деталей фасадов. А уж, какой металл применить для устройства защиты дело вкуса владельца, диапазон от меди, со сроком службы не менее 100 лет и до оцинкованной стали с полимерным покрытием со сроком службы до полувека. В том же посёлке «Монолит» есть дома, на которых защиту деталей фасадов изготовили и смонтировали залётные «умельцы» из бывших советских республик. Такое народное «творчество» владельцам этих особняков, конечно же, выходит боком. Ведь непрофессионально выполненная работа по устройству защиты деталей фасадов только усугубляет проблему и способствует интенсивному разрушению любого здания. Но, к сожалению, реальность такова, что по большей части нынешних рабочих, наводнивших наши стройки и ремесленниками назвать можно с большой натяжкой. И потому большинство строительных и реставрационных компаний получают заказы благодаря только журнально-виртуальным «понтам». И это не голослов­ное заявление, а скорее крик души. Потому что нам с трудом удалось найти в Москве кровельную компанию европейского уровня по качеству для работы на кровле офиса «Роснефти», когда потребовалось подкрепление, для того, чтобы уложиться в график работ. Это были мастера компании «Акритэк». Остальные соискатели либо показывали уровень качества, глядеть на которое без слёз было нельзя и их вежливо просили поискать своему «таланту» другое применение, либо, увидев на уже готовой кровле высокое качество работ, даже и не пытались его повторить, понимая, что здесь извините «понты» не прокатят.
Поэтому я уверен, что наше сотрудничество с архи­текторами будет весьма полезным и продуктивным для всех участников строительного процесса. Заказчик должен не только видеть точное и грамотное воплощение проекта, но и получить на многие десятилетия гарантию того, что крыша его дома надёжна и долговечна, а фасад не придётся ремонтировать уже спустя три-четыре года, как это, к сожалению, пока зачастую бывает в России.
Особенно плачевны дела сейчас в реставрации, куда тоже дошла эпидемия использования «специалистов из аулов и кишлаков». И от этого расцвела буйным цветом на Московской земле «матрёшечная технология» и в реставрационной отрасли. Это когда фасады после штукатурки раскрашивают ядовито-вызывающими цветами, чтобы отвлечь приёмную комиссию от без­образного качества и отвратительной защиты деталей фасадов, из-за которой всё будет рушиться со страшной силой в первую же зиму, или максимум во вторую. А крыши, состряпанные по молдавско-украинской кияночной технологии ещё долго, видимо, будут вызывать улыбку у настоящих профессионалов. Хотя заказчикам от такого «рукоделия» явно не до смеха. Поэтому боюсь, в России всегда будет работы непочатый край, и при этом чиновники гордо будут показывать в Европе наши «достижения» в сфере сохранения культурного наследия, а к нашим стендам традиционно будут водить молодых европейских ремесленников, чтобы показывать им, как не надо работать. Но, тем не менее, я хочу сказать, что наши российские парни, если их обучать настоящему кровельному мастерству с душой и по самым современным технологиям, вполне смогут дать фору европейским коллегам.