Публикации

НАСЛЕДИЕ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

Культурное наследие России это и наша гордость, и наша беда одновременно. Гордость, потому что это красота и разнообразие архитектурных стилей, а беда в том, что сохранять эту красоту за годы советской власти практически разучились. За постперестроечные годы в реставрацию пришло столько непрофессионалов, что положение стало катастрофическим. Причем самым уязвимым местом реставрационной сферы оказался сегмент реставрации защиты деталей фасадов и металлических кровель, включая башни, шпили и купола.
Причина отставания в кровельном деле общеизвестна. Железный занавес холодной войны не содействовал освоению советскими реставраторами передового европейского опыта.


#nbsp;
В то время, когда в Германии, а вслед за ней и в других странах Европы произошла фактически революция в кровельном деле и была создана целая индустрия, обеспечивающая и общестроительную, и реставрационную сферу современными станками и инструментами, в Советском союзе лишь «гордились общественным строем». Дореволюционная кровельная школа постепенно была упрощена, а впоследствии и вовсе почти угасла.
И только немногочисленное племя мастеров-энтузиастов в реставрационных мастерских хоть как-то кустарными методами поддерживали разрушающиеся памятники.
Я отнюдь не собираюсь с высоты своего опыта бросать в кровельщиков-жестянщиков предыдущих поколений камни и обвинять их во всех бедах и плачевном состоянии кровельной отрасли в России. Ведь зачастую советские реставраторы были вынуждены практически голыми руками перекрывать купола и оригинальные кровли памятников архитектуры. И за это, за сохранение красоты для потомков, им надо сказать огромное спасибо.


Но если не проанализировать прошлые ошибки и не изменить существующее положение дел кардинальным способом, то мы и дальше будем пожинать горькие плоды разрухи и утраты уникальных памятников нашей огромной страны.
Для примера можно взять кровлю одного из самых красивых зданий в Москве - здания бывшей Московской думы на Манежной площади. Красоту ему придает как раз оригинальная крыша, которая отличается кровельными элементами различной формы, выполненными из меди и окрашенными в серебристый цвет. На четырех шатрах эти элементы представлены в виде объемных вытянутых шестигранников, а центральный шатер покрыт элементами в виде объемного бобрового хвоста. Более пологая, рядовая кровля выполнена в технике одинарного стоячего фальца из листовой окрашенной стали. Декоративные решетки изготовлены из стального уголка и листового черного металла с последующей окраской серебрянкой. Если не присматриваться профессиональным взглядом, то все это выглядит прилично и достойно. Но когда поднимаешься на крышу, то взору открывается, прямо скажем, неприглядная картина - становится страшно за персонал, которому приходится обитать под этой кровлей, ведя постоянную борьбу за свое выживание.

Фоторепортаж с этого уникального объекта - наглядная иллюстрация того, как не должно быть. В первую очередь бросаются в глаза, многократно замазанные различными герметиками и даже заклеенные какими-то битум содержащими лентами одинарные вертикальные и лежачие горизонтальные фальцы.
А местами эту жуткую картину дополняет монтажная пена, выдавленная в места протечек. Дополняет жуткую картину варварская система крепления ограждений по краю кровли. Это ограждение просто прибито гвоздями через кровельную сталь, а вокруг все опять же замазано какой-то мастикой.

Что еще вызвало немалое удивление - так это размеры заготовок кровельного металла, из которых были сшиты рядовые картины. Такое ощущение, что по всей Москве собирали обрезки и потом из них сварганили лоскутную кровлю. Естественно, количество протечек от этого увеличивалось многократно.